Наткнулся тут на интервью, оно старое, но очень интересно было почитать, про становление российской сцены, про Скайгрейн, про отношение с нацистами и тд. Советую.
(Вопросы - Павел)
Ну, давай начнём, Макс, с того, что ты расскажешь, как у тебя произошла трансформация фаната Битлз в хардкорщика.
Хорошо. В 88-м году, не помню, с чего вообще это началось, но меня начала интересовать музыка. У меня было какое-то количество пластинок: Битлз, два советских переиздания, и что-то там вообще непонятное - Андриано Челентано и что-то инструментальное, чепуха какая-то... Ну вот. А потом я, переслушав их, понял: "О, Битлз, это же классная группа!" Стал слушать тогда одно старьё. Как раз в те годы стал выходить "Архив популярной музыки", я стал скупать всякие Дорз, Криденс, такие вот раритеты, и стал слушать отцовские катушки.
То есть тебе тогда 14-15 лет было?
Да. Потом я в техникум пошёл. Там все слушали или металл или Кино. Потом я для себя открыл палатки звукозаписи, и записал там кучу всяких Лед Зеппелин, Хендриксов, Блэк Саббатов. И вот году в 92-м или 93-м я, покупая всякий винил, купил Pixies, который прибалты выпустили, и Sonic Youth. И я так: "Вау! Оказывается, есть и классные современные группы!" И позже, годах в 93-94-м, появилось море кассет, польских вариантов с всякой альтернативой. У меня сестра просто слушала Нирвану, ещё что-то, мне это не очень нравилось, но немножко я начал это слушать.
Старшая сестра?
Нет. Она на пять лет младше меня. Вот. Параллельно я продолжал слушать всякую древность, ну Битлз я уже не слушал, а Лед Зеппелин, Блэк Саббат до сих пор слушаю периодически. И в 1994 году я уже бас купил. Я уже с Рушей познакомился по объявлению, ну, кто у нас на гитаре в Skygrain играл и в Ярче 1000 Солнц. А потом, через Рушеных друзей я познакомился с Гогом и Студентом. Им нужен был басист в какую-то группу, какой-то там хардкор... Думаю, ну интересно. Это был конец 94-го года. То есть, я с трудом представлял, что это такое, но потом Студент и Гог дали основоположников послушать: Minor Threath, Bad Brains, ещё какие-то кассеты у меня оказались. Ну, Bad Brains мне тогда не очень понравились, а позже - очень!!! Это одна из моих любимых групп! Вот даже сейчас, в последнее время, часто их переслушиваю. И тогда Студент мне какую-то кассету дал, не помню что было на одной стороне - чепуха какая-то (чепуха эта была, по моему, Circle Jerks 1985-й), а с другой стороны был Misfits, который мне очень понравился! Вау! Вот это настоящая музыка! Вот это настоящий панк! Даже Ramones мне так не нравился, позже я его уже слышал... Вот. И к началу 1995 года я уже был уже во всеоружии: знал, что такое олд скул, нью скул и так далее, через Студента. Он в Stepback играл.
А что они играли?
Ну такой олд скулл... У меня записи, кстати, есть, я могу переписать.
Ну а вообще, что-то подпадающее под определение "хардкор" когда в Москве появилось?
Вот эта группа собралась, насколько мне известно, летом 1994 года. Я там стал играть в октябре-ноябре. У них там было песни две, наверное, готовых, с лета. То у них басиста не было, то барабанщика не было. Барабанщик был какой-то металлюга малолетний, а после Stepback'a он куда-то исчез. Я его ни разу с тех пор не видел.
Примерно в это же время Студент мне сказал, что есть Стрейт Эйдж, и вот в начале 1995 года я подумал: а чем я хуже Студента и Гога, которые были в тот время как раз стрейтэйджерами? А я тоже могу. С тех пор никак не могу отделаться...
Насколько вы были адекватны той московской сцене? Просто из Волгограда в те годы казалось, что Москва абсолютно застряла в конце 80-х: Чудо-Юдо, Наивы, те же Манго Манго...
на Горбушку, например, я не ездилНу, может так всё и происходило, развитие было только в области какого-то там рэп-кора. Уже тогда появился I.F.K., Швах и прочие подобные группы. На остальных - на панк на весь, я не ходил. Летом 1995 года у Stepback был единственный концерт в Джерике. Мы играли там с проектом Байбака из Дистемпера, который играл тоже по моему какое-то "мазафака", а может это "нью-йорк" был, я сейчас, конечно, не знаю. С двумя волосатыми гитаристами... Нет, один гитарист был волосатый, а другой - Носатый, из Дистемпера. И Клоунсболл была ещё группа, это был "нью-йорк", в стиле раннего Agnostic Front. По-моему они и сейчас существуют.
Это была уже ваша тусовка, или вы все там случайно встретились?
Не знаю, кто там через кого всех узнал... Думаю, через Рейха всё дело свелось, потому что тогда на Горбушке существовала такая тусовка любителей подобной музыки: Веталь Баранов был одним из серьёзных деятелей, Рейх, из Дистемпера весь народ. Ну, тут я уже слабо помню и знаю - я приходил на репетиции, интересовался такой музыкой, но на Горбушку, например, я не ездил. Встречался с разными людьми на концертах, например...
А как часто концерты были в 1995-1996 годах?
В 1995-м был один концерт Stepback, после чего, собственно, вся группа и развалилась. И тут же образовался Skygrain. Я уехал на лето отдыхать, все поразъехались, а осенью оказалось что вот - всё! Нашёлся новый барабанщик, остались Гог, Студент, и меня опять позвали - давай играть, будем играть уже на такой олд скулл, а что-то посовременнее. Современнее подразумевало собой что-то типа Gorilla Biscuits, Up Front, такие группы...
Охуенно современно!...
Ну как, а современным тогда был какой-нибудь нью скулл зарождающийся, который, честно говоря, мне вообще никогда не нравился, эти металлизированные группы... Тогда металл я ещё не слушал. Я слушать его начал к концу 1996-го. Slayer, Celtic Frost, прочие подобные коллективы, не слушая при этом практически никакого нью скулла. Ну, может там Integrity - классная группа, но вот остальные - что-то я... Я даже не вспомню сейчас их названий!
И вот начали мы Skygrain. В расслабленности мы провели репетиции две-три, и выяснилось, что есть маза ехать с Дистемпером в Волгоград. Я думаю: ох, у нас репетиций было то всего... Так с чем ехать-то? Песен, наверное, было пять-шесть, и барабанщик был сырой, потому что он всё время забывал - что за чем и сколько чего играть. Мы провели пару усиленных мега-репетиций, одну ночную, и отправились...
Интересно, как ты оцениваешь тот концерт? На вас пришло дикое количество публики, по местным меркам, да и принимали вас, по местным же меркам, очень хорошо.
Ну знаешь, учитывая, что у меня это был концерт третий, вообще в жизни, я считал: ну, что, ну нормально, никакого экстрима не творится, что я наблюдал, вернувшись в Москву...
Что ты имеешь в виду?
Следующий концерт, когда мы вернулись из Волгограда, был декабрь, или уже начало января, у нас был концерт в клубе "Калипсо". И там было просто пол зала нациков. Мы играли там в той же связке с Дистемпером, ещё какие-то мутные, полу-нацистские группы. И там были большие драки. Студенту двинули как следует на сцене, Рейх кого-то там завалил, в общем, там была какая-то ужасная катавасия, началась прям среди нашего выступления. Ну не сказать, что я сильно перепугался, но подумал: Блин, вот это да! Может, это сейчас везде так происходит?
Это когда было?
Макс и МитяйЯнварь 1996-го. В результате мы убегали через чёрный ход. Вот. И дальше было всё в том же духе: где-то мы ещё играли, сейчас уже точно не помню, но у меня такое впечатление, что у нас чуть не на каждом концерте были драки.
А вот интересно, как произошла эта "сцепка" хардкор-тусовки с клубом Джерри Рубина?
Ну это я уже помню, потому что это были уже гораздо более свежие события. Это начало 1997-го года было. Насколько мне известно, студент туда ходил часто на какие-то концерты. Я точно помню, что я туда не ходил. Потом мы играли там, в конце 1997-го. Не, в 1997-м году мы поехали, Студент, по-моему, договорился с Ланой - мы поехали в Волгодонск на акцию против атомной станции. Мы успешно съездили-отыграли и потом, осенью, мы играли в Джерике первый раз после 1995-го года. И каким то образом, ближе к зиме, с Волошиным-младшим зашли в Джерик посмотреть, что там происходит. Там был какой-то ужасный концерт: какой-то панк, десять человек народу... Ну, мы ужаснулись, подумали: мрачновато, я б даже сказал - ужасно! Вот. И весной там тоже какой-то концерт намечался, если я ничего не путаю, когда Б 67 уже были, Skygrain существовали, Солнце и Сталь, и там был такой концерт весенний, где был уже один хардкор.
Так как вы туда "влезли"?
Я не знаю, кто договорился. Я только помню, что после этого концерта Света предложила мне работать там по хозяйству и звукорежиссёром. Ну, опыт звукорежиссёрский у меня уже был, провода я тоже уже умел паять достаточно хорошо... Опыт звукорежиссёра был такой: писали не вышедший альбом Skygrain в 1997 году, я там активное участие принимал и получил навыки студийной работы. Причём в приличной студии, при Гнесинском училище. И вот таким образом я оказался в Джерике. И там, мало помалу, вот эти приходящие туда просто потусоваться панки куда-то просто поотвалились. Потому что, во-первых, я их гонял, чтоб они не бухали. Ну Света там редко появлялась, а я апрель-май-июнь 1998 года вообще оттуда не вылезал. Приходил туда и целый день там работал. Света выплачивала какие-то там денежки в месяц, и с концертов кое-что мне перепадало. Работы у меня тогда не было, и я по чуть-чуть хозяйство клуба приводил в порядок и концерты делал. И вот эти панки мрачные все куда-то делись. Появились новые какие-то люди, в том числе, по моему, Бабс с Михалычем, а, они туда вписались чтобы репетировать - это группа Картонка, но это было немного позже. Первая эмо-группа.
Они реально что-то играли? Просто как рассказывал Панч, и какие доходили слухи, так это была просто бригада распездолов, ни на чём не умеющая играть, но HC-Crew их знает, любит и терпит, и поэтому считает их настоящей группой.
Ну, как бы да! Первый концерт был ужасен! Похоже было всё на большую репетицию. Но потом они записали... Одну песню им Байбак на порто-студию записал, и три вещи мы в Джерике записали с ними.
Не слышал ни одной их песни!
Они существуют, но у меня не осталось ни байбаковской песни, ни того, что со мной записывали. Всё это порастерялось. Вообще, очень многое, из того, что я записал - растерялось, я на самом деле жалею.
Вот. Контингент посетителей, которые приходят даже не в день концерта, а просто потусоваться, изменился. Не знаю, Свете, наверное, показалось, что это к лучшему, потому что эти там всё поджигали, приходишь там, а половина стены чёрная... Ну при мне таких инцидентов уже не было, всё было более спокойно, размеренная жизнь началась, созидание...
Вообще, что касается политики кого вписывать на концерт, а кого не вписывать - пока я там активно тусовался, я, в принципе... Раньше, я как себе представляю, как там всё было - приходил кто-то, там, приносил, там, что-то... Подписывали, скажем, Дистемпер, и они вписывали уже своих, ну, грубо говоря, там, Наив, например, и они тоже потом своих приглашали. Просто кассеты с какими-то демо туда постоянно приходили, в 1998-1999 гг., но в массе своей были просто кошмарны! Единственно, когда я сразу понял, что это класс, Лезбиан Бой когда притащили своё демо.
А как, люди сами приходили туда и приносили свои кассеты?
Да, и присылали по почте из других городов, ну там, как правило, какие-то были... То есть, я слушал, Света слушала - что хорошо, что плохо. Но я не помню, чтобы я что-то из других городов слышал путное.
Лезбиан Бой уже были такими, какими мы их знаем?
Да!
А ты знал Альбини до этого?
Нет, наверное.
Тогда интересно, как ты их идентифицировал? В какой ряд ты их поставил?
Ну не знаю... Мне просто показалось, что это классно! Какой это год был, 1999-й? Ну я тогда слушал, наверное, металл... Нет, начало 1999-го было! Да, точно - весна. Я помню, что пришли два таких совершенных фрика ужасных - там, шорты поверх штанов, Шура был с синими волосами, Паша тоже какой-то был такой... И вот, типа, у нас группа... А, и тогда как раз, в этот же день, я помню, я Картонку писал. То есть там Михалыч был, Бабс. Мы послушали - и такие: "Ваууу! А что, классная группа!" Там были две песни, просто на диктофон записанные.
И на следующий концерт мы их прямо и вписали. Единственное, чем всё дело кончилось, что был какой-то Первомай, и прямо накануне первого мая Шура, гитарист, грохнулся на стройке башкой об какую-то трубу и попал в больницу. Первый концерт ЛезБоя был, в общем, в Джерике.
Мы ещё играли с ними в "Как бы", это я точно помню... Потом я с ними сдружился очень, и Паша дал послушать основных деятелей: Rapeman, Jesus Lizard... Послушал - действительно классно! И вот летом 1999-го мы записали вот этот вот альбом.
А в Касимове фестиваль тоже в 1999-м был?
Народ, раскрыв рты, смотрелДа, но это уже после записи было, у нас уже всё записано было. Хотя тогда мы уже как XXX играли, и я слушал... О, я и не помню, что я тогда слушал... Явно какие-то сумбурные эмо-группы странные и металл... Потом уже, ближе к концу, Студент дал мне послушать Today Is The Day, он купил 1998-й год, мне, вроде, не понравился, хреновая, какая-то, группа... А 1996 и 1994 года потом мне очень понравились - вот это классная музыка! Вот это да!
А как ты считаешь, насколько адекватно воспринимала Moscow HC-Crew Лезбиан Бой?
Насколько я знаю, Паша, из ЛезБоя, поддерживал с Рейхом какие-то контакты, ну, на Горбушке... Ну тогда, мне кажется, все были зачарованы такими и музыкой и шоу.
Расскажи об их шоу.
Я то видел всего два концерта: в "Как бы" и в Джерике летом, почти перед поездкой в Касимов. Причём вот, очень жалею, что этот джериковский концерт не был записан на видео, потому что было, на самом деле, классно! Ну сейчас то с видеокамерами попроще, а тогда то и фотоаппаратов почти ни у кого не было. Ну что, в "Как бы" было сначала довольно странно, думали, вообще ничего не получится... Шура напился совершенно в дым и настраивал гитару чуть ли не полулёжа на сцене, одётый в какую-то бундесверовскую форму - фуражка, китель, под которым потом оказались колготки... По ходу дела он с себя стащил штаны... Народ, раскрыв рты, смотрел - что же это происходит... На половине программы он стащил штаны и начал трахать гитару на полу... Ну там у них есть такая песня, которая записана, в середине импровизационный кусок гитары, просто шумовой такой, пиууу-пиуууу... Народ просто стоял и стеснялся, глядя на всё это безобразие... Привыкли, просто, наблюдать вспотевших вокалистов орущих, а тут тебе пожалуйста! Что ж это делается?! Содом и Гоморра! Причём, этот концерт в "Как бы" есть где-то на записи на видео у одного чувака, если он конечно не стёр, но чувак этот пропал. Не знаю даже, как его раздобыть. Вот. А в Джерике было всё как-то... Все уже знали, на что идут. Шура предстал там просто в колготках и в юбке из скотча из какого-то и, в принципе, он был более в трезвом состоянии, и звучало всё здорово, мне очень всё понравилось! И оба раза они играли с каким-то хардкором - с нами, по моему были Солнце И Сталь - это в "Как бы", а в Джерике - Unconform, наверное, какой-нибудь, ещё что-нибудь, какие-нибудь такие люди... И Лезбиан Бой первыми играли. Ну вот, такая история. Потом, после этой поездки у них всё и закончилось. Шура ушёл в астрал, перестал вообще музыку воспроизводить.
А кто из них в Ракете сейчас играет?
Они оба играют. Шура вернулся, реабилитировался...
Ну, про неё можно и не разговаривать...
Я и не знаю, что там можно говорить...
Расскажи о реакции московской стороны на инцидент в клубе "Как бы" с Колесом Дхармы.
Сейчас я рассажу. Ну у меня как-то отчётливого мнения не сложилось, но подумал: "Ну, если людям такая позиция важна, то почему бы и нет?"
Какая позиция?
Ну, то что Панч отказался играть... Все говорили: "Блин!!! Ну что это такое, отказался играть! Ну это разве дело! Мы пришли послушать, а он из-за каких-то уродов оказался играть! Не, ну это неправильно!" Ну, в основном такое вот мнение существовало, причём не из-за того, что многие хотели послушать Колесо Дхармы, а из-за того, что такое вообще произошло безобразие. Не говоря уже о том, что мы играли, когда вообще пол зала с нацистским салютом стоит, все играли, ну сейчас про инцидент подобный расскажу ещё...
Если хочешь, я немного поясню, как это всё у нас произошло. Панч играл бы и играл, он не видел и не слышал ничего, он бегал там, продавал свои журналы и всё. Ему надо было поставить очередную галочку перед лидером АМД Петром Казначеевым, который пришёл на "акцию" очередную - антифашистский концерт Алексея Антропова. А мы с Ольгой сидели в фойе, когда к нам подошёл Стас и сказал: "Пашок, ты видел, там нацики!" Я: "Где?!!!" Он: "В баре!" Я: "Да ну нахуй!!! Ну, тогда сейчас тут начнётся! Сейчас их московские хардкоровцы отметелят!"
Пошли, смотрим - сидят в баре реальные нацики, не ошибёшься, бухают... И мы в коридоре сели, напротив двери, там диваны были кожаные, и смотрим - спускаются сверху нацики новые и эти хардкоровцы, блин, ну честно скажу - я их всех путаю на лицо, ну из основных кто-то там, и они обнимаются, "Брателло!"... И вот честно скажу, это мы уже восприняли как какое-то предательство. У нас в Волгограде-Волжском настолько жёсткое это противостояние...
Панч, о том, что мы не играем, узнал последним. Мы позвали Летова, Стаса, и решили, раз такая хуйня, то выступать здесь мы не будем. Они - а что Панч? Панча я беру на себя, всё нормально... Подзываю его. Он наотрез сначала - давайте играть и всё. Типа, я таких людей серьёзных сюда позвал... я ему объяснил, что это будет супер-акция, мол, тебе ещё больше баллов там начислят, в АМД... Он - ну давай хоть пять песен, ну три... Договорились на одну, а потом заявление. Вот так это было. На самом деле, очень сильная обида была на HC-Crew и на Панча - то что он, живя в тот момент в Москве, ничего этого не знал и не видел. Как потом тут у нас говорили - на кого вы понадеялись!...
У нас это так восприняли - типа, ну подумаешь... А что друзья - что ж поделаешь, даже у нас этот Денис играл...
Какой?
Ну, Коловрат.
Где у вас?
В Skygrain. Ты не в курсе?
Абсолютно!
Потому что я там был так - пришёл, сыграл и ушелНу, это такая история! Короче, в начале 1996-го года мы решили взять второго гитариста. То есть не мы, а Студент, там, Гог. Потому что я там был так - пришёл, сыграл и ушел, поехал домой. И кто-то решил взять второго гитариста. Не знаю, где там и долго ли они его искали, в общем, нашёлся некий Денис. Ну, где он там раньше играл - не знаю, мне говорят - вроде в Пургене он играл. Ну ладно, Пурген так Пурген, почему бы и нет? Значит, они с Гогом новый материал разбирали, тра-ля-ля, потом был один концерт, последний с Гогом, на фестивале "Фашистов и буржуев нахуй!", который Света устраивала. Он причём не в Джерике проходил, а в каком-то ДК, где-то на Вернадского. Там Лисичкин Хлеб был, ещё кто-то, я уже смутно помню. Помню, именно после этого концерта Гог сказал: "Всё, я ухожу. Надоел мне хардкор, ну его на фиг! Я хочу играть NoFX, например". Потому что он всегда был таким любителем поп-панка.
Ну вот, после чего остался вот этот Денис и пригласили ещё откуда-то, с какой-то побочной группы, некоего Диму. Он рэп-кор какой-то играл, и согласился нам помочь, сыграть несколько концертов. Тогда уже было известно, что мы будем играть на "Учитесь плавать", но это уже не знаю через кого - наверное, через Студента мы туда вписались... Потому что туда куда-то ходили такие люди... На радио "Максимум", передача, где Скляр, и туда какой-то хардкор они приносили ставить... Я сам не слушал вообще, ну может раза три я там поймал... Потому что у меня не было приёмника, который ловит радио "Максимум". Потом какой-то магнитофон у меня появился с приёмником, я послушал передачи две-три, ну как-то...
У нас, когда узнали о том, что московская HC-тусовка вписалась к Скляру, стали ставить на ней кресты...
На самом деле мы как-то чудесно туда попали: группа существовала полгода всего, и мы уже попали на Горбушку! Ваууу! Это класс!!!
Так и Денис Коловрат, получается, выступал на "Учитесь плавать"?
Да, и он там выступал. Потом для сборника "Учитесь плавать" мы записывались, мы писали одну песню, и стал с этим Денисом как-то так потеснее общаться. Ну, вроде бы так по разговору он вполне адекватный человек. Единственное, что он всё время ходил какой-то такой, аутичный, что ли, из себя разыгрывал... В жару ходил в балахоне с длинными рукавами... Отрастил он длинные волосы... Я даже не знаю, что у него там в голове было, при этом, но тогда я уже узнал, что он играл в группе Русское Гетто. Причём, он дал мне послушать, говорит, ну вот, играли... Ну не знаю, наверняка, те, кто его брал в нашу группу, думали что он исправится, забудет свои корни... Ну мы с ним слово за слово, он говорит, что хардкор это конечно классно, но я всё же дойчпанк люблю играть, хочу группу такую собрать, давай поиграешь тоже... Ну я послушал дойчпанк - какая-то муть, честно говоря, не вдохновился этими группами...
Мне, кстати, очень нравится ранний дойчпанк. Митяй, по-моему, именно от тебя привозил Abwarts в конце 90-х - обалденная группа.
Ну да...
Ну, хотя это не дойчпанк, а чистая Нью Дойче Велле...
Ну я послушал дойчпанк - какая-то муть, честно говоря, не вдохновился этими группами...А там были уже такие - полуметаллизированные группы, из того, что он мне давал слушать...
Ой!?
Нет, скорее это на Ой! было мало похоже, Ой! немецкий, по моему, он мне не давал слушать... Не помню, как они там назывались...
Ну так не подписал он тебя?
Я скорее не подписался под это дело. Хотя он давал даже текста какие-то почитать, ну какие-то такие были, атомные войны, ещё что-то там, такая тематика... А потом он от нас свалил, это был год... не помню... в начале 1997-го мы с ним расстались и буквально через полгода группа Коловрат появилась. Набрал себе бритоголовых...
Ну, может вы и в историю попадёте - если он будет писать мемуары, может он про вас и упомянет...
Может быть. Вот такая вот история замечательная.
То-то я прочитал в интервью с George Harrison, они Джерри Рубина поливают - в нем играл кто-то из Коловрата...
Это было несколько разИграл!... Они там репетировали, но это ещё было когда было Русское Гетто. Но это и Света помнит и знает, это году так в 1995-м было.
Так что, я вот не спешу набрасываться на кого-то, что вот типа с нациками... Я вот тоже попался. Вот такая вот фигня.
Я уж даже не знаю, как потом все отреагировали, но большого шума, конечно, никто не поднимал, что, мол, Дениска-то, вот какой оказался... Кто с вами играл... Никто так в нас не тыкал. По крайней мере, в Москве я не слышал никаких упрёков... Кроме, разве что, Димы, второго нашего гитариста, который играл рэп-кор, обычный рэп он даже слушал - он говорит: "Блин, вы приютили Дениса! И я с ним играл! Вы что?! Вы сами все фашисты!" Ну он был такой эмоциональный парень, из-за чего мы с ним потом и расстались. С ним невозможно было просто договориться, он начинал сразу размахивать руками: "Я!... Вы!... Вы обидели!... Я - всё!... Я ухожу!..."
А ты присутствовал, когда нацисты нападали на Джерри Рубина?
Это было несколько раз. Я, правда, ни разу не попал под этот... этот...
Раздачу?
Да, под раздачу не попал. Вернее, один раз чуть не попал мистическим образом. Где-то на переломе 1999-2000 гг. какие-то эти бойни начались, и после концерта мне нужно было на работу, а работал я на остановке где универмаг "Москва", рядышком. Ночная была работа, в одиннадцать начиналась. И кто-то узнал, что какие-то нацики должны прийти. Всё, тогда был такой порядок - в десять часов, ну без пятнадцати десять, все собираются и вся куча вываливает, и уходят сразу все организованно. То есть было так уже не в первый раз. А мне надо было на работу. Я подумал - что я попрусь раньше, лучше я приберусь, проводки смотаю. Я остался в клубе. Закрылся, свет снаружи погасил, думаю, как там они дошли...
Это после концерта какого-то было?
Да, после концерта. Какой-то панк-хардкор... Потом слышу - телефон звонит - что-то страшно! Я к телефону так и не подошёл - вдруг это фашисты, и меня одного они будут... Я просто один там остался, боязно как-то. Все были на нервах... Я думаю: "Блин! Боюсь!" Я никуда не пошёл, там затаился тихонечко, смотал всё, сложил, в одиннадцать часов вышел на улицу - никого! Пошёл на работу. Дошёл, всё в порядке. На следующий день выясняется следующая ситуация: около десяти часов Тупикин выходит из метро "Университет" и обнаруживает там человек двести бритоголовых с арматурами, с дубинами, и они отправились к Джерику. Он тут же бросился звонить по телефону в Джерик, что копец, ребята, сейчас вас всех разнесут... Звонил, собственно он. А я, собственно, этого не знал... Если б я знал, что за дверями меня ждут двести человек с арматурой, я бы просидел бы там всю ночь!... А так я в одиннадцать вышел - уже все разошлись.
А те, кто вперёд тебя вышли?
Они дошли нормально, потому что они пошли не на "Университет", а на "Академическую". Вот такая вот история. А в остальные разы я просто с народом шёл, группы какие-то по двору лазили. Ну, в принципе, они не прыгали, ну и хорошо!
Ну вот я одного чувака знаю, он после меня работал в Джерике по хозяйственной части...Я когда был на концерте, где-то в 2000-м году, в Джерри Рубина, там ещё выступали Солнце И Сталь, Лезбиан Бойз, Unconform, по-моему... Так вот, на этот концерт собирались прийти нацики. И Влад Тупикин собирал-агитировал всех анархистов приходить на этот концерт, типа, мало ли что... Так вот, ни одного анархиста, регулярно стоящего в те дни в пикете на Пушкинской, я там не увидел. Зато когда устраивали акцию у Соловецкого камня анархисты, Тупикин и Мирясова - собирай всех, должны прийти нацики разгонять... И я в Джерри Рубина много кому говорил - на акции музыкантов ни одного не видел! Хардкоровцы эти... Я, почему-то, понял так, что для Москвы это нормально - эти тусовки если и пересекаются, то очень редко. Есть очень редкие, тоненькие связки типа Моделя, которые умудряются быть и там, и там, ну ещё несколько человек...
Может и так... Ну вот я одного чувака знаю, он после меня работал в Джерике по хозяйственной части... Гонял панк-рокеров, чтоб они там не бухали. Там другая волна пришла - уже без ирокезов, в широких штанах, с теми же привычками - приходят в Джерик, бухают, бедокурят... А он тоже разгонял... Потом из Джерика он ушёл... Бузгалин Андрей, он принимал участие во всяких акциях политических... А потом он говорит, мол, нет, я больше так не могу - люди, которые ходят на все эти акции, у них полные карманы травы, всех загребают и проблем ещё только больше. Я даже с ним участвовал в акциях... Одна была замечательная вещь: помоги ФСБ - побрей себя сам! На Лубянке. Я его подстриг налысо и ещё одну девочку.
Забрали?
Нет. Там никого не забрали, там было телевидение, газеты... Я даже в газете потом в "Независимой" обнаружил фотографию, там меня плохо видно... Родителям показал, они такие: "Ваууу! Ты что, там был?!!!" Ну и на парочку я ходил против ввоза ядерных отходов.
Насколько я знаю, в Питере те же Шарапов и Файзулин очень активно с питерскими анархистами сотрудничают. А в Москве, по-моему, ничего подобного нет. Мне кажется, что это плохо. В Москве тусовка намного мощнее... Блин, да мы с Ольгой просто охуели, когда увидели на концерте эту HC-Crew, здоровенных человек семьдесят мужиков!!!...
Ну, не знаю, человек семьдесят, здоровенных...
Ну был полный зал здоровых мужиков, не как у нас - 90 процентов дохлые пионеры...
Ну это да. Ну сейчас таких, не пионеров, очень много. Единственное, что сейчас они, насколько мне известно, между собой плохо ладят. Многие из них, по каким-то своим соображениям, отчасти и политическим, там даже кто-то из футбольных фанатов может быть, фашисты, антифашисты, стрейтэйджеры и алкоголики, нацисты...
Яппи? Есть такие?
Естественно! В Москве одни яппи! Не, ну а как по другому? Такая музыка, как мне кажется, и подразумевает...
Что?
...Ну, какой-то такой, средний класс.
Это у нас подразумевает?
У нас в Москве. У нас по другому не получится. Просто у нас ещё рабочих поискать, на самом то деле... Не тех, кто в офисе сидит, а работает. То есть так вот их и нет! Ну я вот, с натяжкой можно сказать, работаю.
Просто меня смущает такое вот расхождение между текстами групп, и их настоящим образом жизни. Возьми Аргумент 5,45 - тексты - просто бомба! Но они же не лезут на баррикады, и тем более, не строят их... В отличие от уже упомянутых Шарапова с Файзулиным, или Егор Никонов - он живёт, по-моему, порадикальнее, чем весь состав Аргумент 5,45, не так ли?
Ну да, вообще-то так и есть. Ну тут знаешь, в Москве много отвлекающих моментов. Помимо политической борьбы есть масса вариантов альтернативного проведения досуга. Более приятных. Поэтому естественно, что живёт десять миллионов, а на все эти пикеты ходит человек сто.
Это вот как ты про клуб "Пироги" рассказывал - что находится он в каком-то отдалённом районе...
На самом деле от центра там ехать минут двадцать!
Ну всё равно! Я подумал, что клубу, который находится хоть в каком районе и есть проблема собрать 50-60 человек!... Это жопа!
Потому что там не самые маргиналы играют известные. Ну даже если и были известные - всё равно - человек 30-40
Ну а те же несколько сот тысяч, живущих в этом районе, они же куда-то ходят по вечерам? Получается, что никто из них не заглядывает в клуб, который находится в их районе?
Ну да...
Проблема больших городов...
Хотя, рок-клубов сейчас в Москве, можно сказать мало.Либо проблема клуба. Там тоже, может, была дурацкая организация... Хотя, рок-клубов сейчас в Москве, можно сказать мало.
Ну сколько? В десятках хоть это число измеряется?
Да в пределах десятка! Ну, вот именно рок каждый день, есть "большие" - это "Точка", "Б2", "Р-Клуб", какой-нибудь там "Вудсток", Джерик, ну вот эти "Пироги" был ещё какое-то время, вот, в общем-то, и всё! Это вот основные, которые я знаю. Может быть, есть ещё никому не известные...
Я не знаю, в силу чего... Нет, ну в центре наверняка сложно платить аренду с концертов... Какой-нибудь "Р-Клуб" держится, потому что там байкеры "Всея Руси" его держат...
Сквоттерство в Москве так и не прижилось?
Я не знаю ничего об этом. В Джерике Света просто запрещает жить.
Нет, я про самозахваты пустующих помещений.
Раньше ЗАИБИ этим промышляли, а сейчас их тусовка очень обновилась... В прошлом году был концерт, первого апреля, День Неизвестного Художника, у ЗАИБИ в Джерике был концерт. Так я там вообще не видел знакомые лица! Вот тех, кого я знал по 1998-1999 гг. - никого. Вообще - все новые лица! Новые группы! Ну там, может, два-три человека я увидел, старых-добрых... Ну а так народ собрался, человек восемьдесят.
А что ты можешь рассказать по поводу избиения нацистами музыкантов в электричке весной этого года?
Ну, вроде там кто-то пытался по своим каналам разведать - кто это, что это... Вроде это провинциалы просто.
Буквально через пару недель Алексей Шведов в ЖЖ дал ссылку на информацию о том, что возле "Р-Клуба" нацики крепко побили толпу металлистов. Ну я подумал, ну этим то ладно, нехуй заигрывать...
Ну да, я ещё тогда в форуме на punk.ru всю эту тему прочёл, море сообщений насчёт панк-рокеров, а потом смотрю - про этих металлистов написали. И смотрю названия групп - они постоянно с Коррозией играли... А что - нормально! На их концерты ходили те же люди, которые их и побили!
А сейчас Троицкий из Коррозии стал таким респектабельным чуваком - в "Роллинг Стоунзе" печатается...
Мы шли по центру недавно, и там плакат, со стенку размером, концерт в Красногорске, это Подмосковье, и там Коррозия, Див, ещё там какая-то группа, которые ужё Ой играют нацистский. Вот они все в Красногорске, в ДК, какой-то там День молодёжи, 5 июня что ли... Не думаю, чтобы кто-то там бойкотировал.
А НБП никак с московской хардкор-средой не связаны?
Не знаю, чтобы кто-то с ними контактировал, скорее к группам около-НБП-шным, Эшелон, Банда Четырёх, имеют отношение ЗАИБИ-шные круги. Басист, который в Лисичкином Хлебе играл, он какое-то отношение к этим группам имел. Потом ещё вот этот чувак из Адаптации в НБП вступил...
Ермен.
Да. Ну это я где-то прочитал. И вот эта тусовка как-то и сюда ходит, и на Лисичкин Хлеб... Может и есть какие-то группы, я просто не слежу за этим. Единственное, сейчас появляется много хардкора "второго течения", которых, вроде, никто не знает... Кто-то мне даже рассказывал недавно, про "второй параллельный хардкор" московский, типа George Harrison...
Мне очень понравилось интервью с ними, в котором они противопоставляют себя московской хардкор-тусовке, типа - мы - отдельно!
Честно говоря, не знаю, где они сейчас, и их никогда не слышал. И не видел. И, по моему, никто никогда их не видел и не слышал.
Товарищу моему они пообещали диск прислать, выслали, да вроде не на тот адрес, ждёт по новой...
Была интересная история, с ними связанная. Я не помню кто, Волошин, может, прислал ссылку, вот, говорит, почитай. И там была пара каких-то мп3. Я скачал одну, вторую - ну, вроде, сыгранно всё более-менее. И второй голос, я явно понимаю, что это поёт Студент! Наш! Я говорю: "Ты слушал? Это Студент поёт?" Говорит: "Ну, похоже". Потом Рушу поставил, или ссылку тоже выслал, спрашиваю: "Студент это поёт?" Говорит: "Да, точно!"
Так что получается?
Непонятно. Вот и сейчас если поставить демо George Harrison, там один голос такой (изображает визгливый голос - ред.), а второй - так ... (поёт громким голосом - ред.), и вот этот второй - вылитый наш Студент. Вот сравнить Stepback записи, там тоже на английском... Для меня это до сих пор загадка... Может, это фальсификация...
А фотографии их ты не видел?
Нет. Ну, вообще я начал эту тему, что это Студент. Потом я уже где-то встречал, может на punk.ru, что кто-то был на их концерте в Джерике...
Сейчас ещё была история с концертом Agnostic Front. Я не помню, кто там должен был с ними играть, в "Точке", групп пять там было перечислено, московских и откуда-то из провинции. Не знаю, кто всё организовывал, кто вписывал, единственное - многие туда идти отказались, типа там фашики играют. Не знаю, кто там был из фашиков... Наша группа Changes играть там отказалась, по тем же причинам. Дело в том, что там Псих, который был в 095, он, конечно, боготворит группу Agnostic Front, и вот он нашёл в себе силы отказаться с ними сыграть!
Так из-за кого конкретно?
Ну я не помню, какая-то Севантинс, может быть, какой-то Ой-панк...
А ты был на этом концерте?
Нет, я не ходил. Последний раз Agnostic Front я слушал очень давно и, в общем-то, и не охота слушать. На следующий день был концерт уже для "бедных" в "Релаксе". Там были две питерские группы, там было мало народа, потому что никто об этом не знал - этот концерт был секретный!
Так для кого он был?
Та запись длилась просто бездну времени, я и не знал, когда же это всё закончится!Там был весь московский хардкор, но клуб большой, поэтому народа там было мало. А на тот концерт надо почитать отзывы в сети, что ж там было и что за нацики там играли.
Давай поговорим про Лоа Лоа и их новый альбом. Насколько сильно он отличается от первого?
Ну, отличается тем, что стал более математическим, так скажем. Более просчитанным. В первом было много минутных порывов...
Как получится?
Да, как получится... Отрезание, вырезание записанного. А здесь уже было всё отрепетировано. А шестая композиция - баллада. Всё было записано в кратчайшие сроки. Та запись длилась просто бездну времени, я и не знал, когда же это всё закончится!
Такой маленький альбом?!...
Ну, потому что за день записали барабаны. Потом только бас. Зеленин писал гитары, дня два. Потом клавиши - здесь нужно, не нужно, с каким звуком, Михалыч играть не может - писал Зеленин. Потом подошло время писать вокал - с вокалом засели: там был вокалист отдельный, сначала он начал записываться - не получилось...
Сейчас кто поёт?
Сейчас Зеленин. И тогда он всё записал. Пока писали, я его уговаривал сделать более разнообразный по выразительности вокал - нет, было записано всё бе-бе-бе-бе (кричит визгливым голосом - ред.). Я думаю, что можно было сделать более интересно. Вот. А с этим альбомом уже было всё ясно. Никто уже ни о чём не спорил - как делать и как что записывать. Записали то, что уже отрепетировали. Поэтому он какой-то более цельный получился.
Интересно, ты же с ними общаешься, ты же должен знать, по аналогии с мамоновской "Начитался книг" - чего они наслушались?
Ну, группы подобного типа, как это называется - арт-панк? Типа Locust, An Albatros, ну я, как бы, не очень сведущ, не сильно люблю такую музыку. А по текстам там Тимур заведующий, Тимыч, свои идеи кошмарные перерабатывает в текста. Тимыч на барабанах... Вот что хочу сказать - тот альбом мы писали - это было просто мучение, он просто играл кое-как. Сейчас-то он уже получше стал играть, но всё равно - пару песен не могли записать, писали часа четыре. Как бы всё просто, но через два часа - клин в мозгах, стараешься сделать лучше и лучше и всё равно понимаешь, что через голову не прыгнешь и получается... Вообще ничего не получается! Тогда просто много каши было в аранжировках, что меня очень коробило, сейчас то всё просчитано.
А нет у хардкор-тусовки такого снисходительного отношения к Лоа Лоа?
Ну да, они считают: "А, это вот эти вот... Всё время в нарядах, что с них взять!"...
В смысле?
Ну у них же всегда шоу! Они придумывают какие-то образы...
Мне тяжело понять, как у них могут быть концерты, если один альбом - 15 минут, второй - около десяти...
Ну и что? У нас был первый концерт, мы там играли минут пять!
Они играют что-то "чужое"?
Ну, на ранних этапах они играли какие-то ковера. Для каждого концерта они делали новый ковер, Битлз, там, Iron Maiden, какие-то такие вещи разбирали и в программу свою вставляли. А так у них шоу происходит: или просто в каких-нибудь абстрактных костюмах, или в десантников переодевались... Антивоенный был фестиваль - они с автоматами там, с гранатами ползали по залу... Ну я не ходил на этот концерт, не попал, но я на видео посмотрел. Народ офигел - что это тут происходит?! Люди по залу ползают... С автоматами... Не знаю, что они на этот раз привезут, чем вас порадуют...
А вот альбом Ярче 1000 Солнц почему такой короткий?
Просто это был естественный поток, нормальный ход дела. Материал у нас всегда был, больше было, чтоб было из чего выбирать. Одну песню мы так и не записали, потому что поняли, что она - ерунда, не дотягивала до остальных.
Вас трое было в группе?
Да.
А те двое, они врубались вообще в эти дела?
Ну вот Паша, который сейчас в Аргументе играет, барабанщик, он как-то с прохладой относился: "Нет, это конечно всё классно, но я там бы лучше что-нибудь попроще..." Вот. А Руш сейчас вообще ушёл в дебри прог-рока... Ему нравилась какая-то такая замороченная музыка, более утончённая. Мы вдвоём с ним всё сочиняли, на равных, и приходилось утончённость эту прибирать и делать что-то такое - погрубее.
А он на чём играл?
На гитаре.
А ты на басу?
Да. Там история такова, что я там оказался вообще случайно.
В Ярче 1000 Солнц?
Да!
Нормально!
Они репетировали с Пашей. Я тогда бросил музыку, вообще ничего не репетировал, год так 2001-й это был. Они там всё в поисках басиста были... Я говорю: "А что вы играете?" - "Хардкор. Типа... типа... типа... Ну может, типа Neurosis, там..." Я такой: "Уууу, обломайтесь! Никого вы не найдёте!" То есть, они пробовали музыкантов - каких-то металлюг, панкушку какую-то нашли, в общем, ничем хорошим дело это у них не кончилось. Я говорю: "Ну давайте я...". Вернее, меня Руш уговорил: "Может, попробуешь, всё-таки, с нами?" Я говорю: "Да у меня и инструмента нет!" Ну нашли там бас. Приехал, поделали, думаю - ничего так, можно работать с тем, что есть. Ну вот так, мало помалу, я и спеть могу, всё будет классно, говорю. Вот мы и взялись! Вот сколько песен получилось - столько получилось! сколько мы репетировали - с весны... Года за полтора все эти вещи мы и сделали. По разу в неделю мы репетировали, ну по два... Но два, например, Паша уже не мог: "Ууу, два раза! У меня работы!"
Пиздец! В скольких группах он играет!...
Ну да... В общем, таким образом мы репетировали, потом записались, и я понял, что какой-то тупик наметился после записи. Паша такой: "Я устал..." Руш всегда был такой: "А! Давайте! Давайте! Давайте!..." Ну не знаю, мне нравится, когда какой-то энтузиазм присутствует, ради того, чтобы поиграть хотя бы, не сочинять там что-то, может Паша и играл бы то, что ему предлагали... Не знаю, у всех, конечно, есть в жизни, дома проблемы... Тогда вот так совпало, что я был настроен решительно, после записи сказал, что репетировать я не могу...
Концерты у вас были после записи?
Нет, только до. В Москве было несколько концертов с разными аудиториями - и с мазафакерами играли, с тусовкой инди неоднократно, на хардкор- были каких-то... И в Питер ездили, тоже, с хардкор...
И, мне интересно, в какой из трёх упомянутых тусовок вас лучше восприняли? Где раскусили ваши цитаты из Альбини?
Мне кажется, что народ инди как-то больше в это врубался. С музыкантами, во всяком случае, с которыми я общаюсь из этой тусовки, они как-то более с пониманием относятся...
Типа Silence Kit?
Вот с ними мы ни разу не играли. Ну там Пилоты В Дыму... Сейчас давно их не видел, не знаю, чем они занимаются. Тогда я очень тесно с ними общался, они в Джерике играли много раз...
Митяй привозил от тебя концертник их.
Это как раз в Джерике концерт. И они нас вписывали на свои концерты. И сейчас вот сборник вышел - проводится регулярно такой фестиваль - "Stop the Silence", инди-фестиваль, Пилоты В Дыму, Диффузия, потом чувак из этой Диффузии, который играет такое, типа... Fugazi, может... Вот он этот сборник выпустил, нас туда тоже затащил, ну и куча групп там - инди, панк какой-то странный... Правда у меня этого сборника так и нет.
А что ж Лоа Лоа туда не попали?
Нуууу... Может, Лоа Лоа тоже не многим нравятся, не знаю... Хотя, вот последний их альбом менее прямолинейный, без таких вот долбёжных песен, какие-то они... утончённые стали. Или, как раз, менее грубые. Поэтому, такая публика их тоже поймёт.
Лоа Лоа для них по отношению к Маршаку как - как побочный проект?
Ну Маршак это Тимыч - он там играет и поёт. А Лоа Лоа это детище Зеленина. В силу того, что они в моей группе тоже числятся. Но пока не репетируют, т.е. мы репетировали прошлым летом, но сочинения от них я так и не добился какого-то внятного, того, что мне, по крайней мере, было нужно! Вот такого вот воодушевления, типа: "Вот! Вот это мы сейчас берём и с этим работаем! Во класс!" - как в Ярче 1000 Солнц у нас было, у нас просто было с Рушем вот такое понимание: "Вот это вот здорово! Вот с этим вот мы сейчас справимся. Сделаем песню."
Просто что меня смущает сейчас, что нет некой философии... Тогда у нас с Рушем была какая-то концепция, причём, построенная на каких-то ходульных воззрениях насчёт металла 80-х, гипотетического, который мы вот вроде как возрождаем! Хотя, конечно, никакой это не металл, что-то далёкое от него, но мы вот питались тем, что прослушивали дичайшие совершенно образцы металла 80-х...
Удивительно, как раз об этом никто и не подумал!...
Ха-ха-ха... Нет, а вот когда мы пришли записываться, там мой старый приятель по имени Колхоз, волосатый, бывший металлюга, который играл прог-металл, вот эти Mekong Delta, и вот он когда нас услышал, сказал: "Ваууууу!!! Я всегда мечтал играть такую музыку!!! Так это же..." - я забыл, какую он группу там вспомнил из середины 80-х, какую-то такую, Black Sabbath-подобную, потом я скачал даже один трек послушать... Группа Trublle, по-моему... Малоизвестная какая-то... Говорит: "Да это же вот вообще!..." Мы с Рушем: "Бля, мы ж знали!... Мы знали, что мы делаем!"
А сейчас ты думаешь "мутить" уже с ребятами из Лоа Лоа?
Ну да, потому что Тимыч у меня постоянно спрашивает: "Ну что, когда будем репетировать? Ну что, барабаны купил? Давай репетировать!" Потому что у меня инструментов ни каких нет своих. Боюсь, что просто получится какая-то... то же самое! А мне то же самое не хочется!
Как же "то же самое" с другими музыкантами?
Получится, и очень даже легко. Не то что легко, а так - вторая часть получится. Если вот они будут принимать участие активное, то не получится. Я, правда, даже не знаю, чего ждать, потому что такой опыт сочинения и репетирования музыки - я когда что-то приношу, какую-то идею, и из неё что-то там вырастает, выкристаллизовывается, у меня вот только в Ярче 1000 Солнц был и на поздних этапах ХХХ - когда Студент забросил репетиции, не ходил, а там Зелёнка у нас играла и Паша. Зелёнка играла только то, что ей скажут... Я тогда уже думал: "Блин, я один тут всё тащу!" Почему всё это быстро и закончилось - с полгода в таком состоянии всё просуществовало. А студент потом пришёл: "Блин, я не знаю, где тут петь! Это иструменталы какие-то вы записали!" Я вот так и отдал это всё Шарапову, так это и вышло, и вроде кто-то всё это ещё и слушает. Вот такая вот странная история... Я, честно говоря, не верил, что Аргумент даже что-нибудь запишет...
А они где писались?
На студии... Где Лоа Лоа барабаны писали на первый альбом. Аппарат там очень хороший, за те деньги очень хороший. Не знаю, может там с коммутацией какая-то фигня, но звук там просто мерзкий! Поэтому мне совершенно не нравится, как записался Аргумент и барабаны Лоа Лоа на первом альбоме - их потом еле выровняли во что-то приемлемое. Потому что и Тимыч играет кое-как, и плоскотня какая-то - надолго засели с этим в Джерике... А Аргумент писались... год! Вот четыре песни
Почему ж так долго?!!!
Потому что они начали писать, одну запись сделали - что-то там не понравилось...
Я думал, это вообще разовый проект...
Нет. Писаться они начале где-то в мае-июне прошлого года, а свели всё в марте. Почти год. И писали столько времени, мне кажется, вокал. Ну, т.е. барабаны с гитарами они записали быстро, а потом очень долго писали вокал и пересводили это три или четыре раза - у каких-то металлюг, у себя дома, ещё где-то у мужика на студии... Звукорежиссёров всех этих я вообще ненавижу!
У нас вообще нет такой "культуры записи" - в гараже, на базе поставил кассетный магнитофон, нажал кнопку записи - всё, демо готово!
Демо... Там все пишут сейчас абсолютно альбомами...
Покупаются альбомы? Продаются?
Ну вот Changes, насколько я знаю, Волошин делал второй тираж.
А первый сколько?
500. Первый 500 и второй напечатал уже. А они, кстати, записались мега-отвратительно - дома, на электронных барабанах.
А продаются диски только по почте, или вы ещё в магазины кладёте?
Не в магазины - в клубы. Есть клуб "Авант", там играют всякие монстры молодёжного рока. Так там есть специальный лоток, на котором продаются всякие такие группы - Небо Здесь и прочие... Там наш компакт лежит и его даже кто-то покупает...
Почём?
У Волошина он 50 рублей стоит, не знаю, может в этом "Аванте" он 70 будет... А когда последний раз у Волошина спрашивал, он говорит: "Вот если б вы играли эмо, я бы уже третий тираж бы напечатал! А с такой музыкой всё гораздо сложнее". По-моему, у нас в Москве эмо... А, ну Маршак - по-моему, они 500 дисков, тираж, продали. А остальные группы долго не существовали...
... Я буду стараться записать Ярче 1000 Солнц таким вот образом - без всяких там миллиардов дорожек. Благо, я сейчас уже представляю, что как делать. Живые записи всегда получались у меня гораздо лучше. Я не знаю, до тебя, наверное, не доехала такая запись, она, вообще, мало к кому попала - была группа из Владимирской области - Двенадцать, там состав был: барабаны, бас, саксофон и вокалист. В принципе, это смахивало чем-то на Morphine, но там было больше какой-то импровизации. Там не было таких однообразных повторяющихся кусков - типа саксофон с басом, там была более размазанная, какая-то такая музыка... Вот. Я их писал живьём, потому что их саксофонист - такой джазовый раздолбай (а они все молодые были - до тридцати лет) - говорит: "Не, джаз только живьём пишется. Давай и мы живьём." И мы так и сделали. Я записал барабаны, бас, саксофон живьём, а наследующий день записали вокал. Всё получилось, и запись - одна из лучших и по звучанию, и по общему настроению! Единственное, что она просто пропала у меня!... Людей этих из Владимира я найти не могу... Там один их приятель появляется иногда, но они говорят, что у них нет ничего. Хотя был альбом, не знаю - минут на 30-35, довольно интересный и по текстам... Там какой-то поэт пел...
Как они тебя нашли?
Нашли меня как раз через этого парня... Причём там сборная группа: из Владимира, Карабанова, тоже Владимирская область...
О, у меня много кассет было из тех краёв...
Там Эдик есть. Он там на барабанах играл...
...Какой-то пост-рок - Хрустальный Пёс...
Фиолетовый Пёс.
Да-да!
Вот в этом Фиолетовом Псе басист оттуда играет сейчас. И Эдик этот на барабанах. Гриша там всем заправляет, вокалист Фиолетового Пса. А эти двое - они из Карабаново, вокалист из Владимира, а саксофонист вообще из какой-то Владимирской глубинки. Вот там музыка была вообще класс! А Фиолетовый Пёс мне как-то не очень... Мы с ними играли как раз - Ярче 1000 Солнц, какой-то концерт, клуб был "Полнолуние", какой-то хипповский, даже не хипповский - звукорежиссёр был чувак такой в строгом сером пиджаке, в таких брючках, ботинках с такими носами и причёска под Rolling Stones...
Под осла.
Да. Такие там заправляли всем кадры.
Я тогда чуть ли не три группы записал за лето - вот эти вот Двенадцать, Энола - это такой инди-рок с женским вокалом и барабанами и Ноги Винни-Пуха третья.
В Джерри Рубина много концертов записывалось?
Знаешь, одно время мне это очень понравилось. Я делал следующее: я брал у своего приятеля мини-диск-плейер пишущий, в него просто микрофон втыкал, а сам микрофон у стены у задней висел... В принципе, несколько концертов у чувака этого на мини-дисках валяются. Причём, начиная от нормальных групп, типа Пилоты В Дыму и Noisy Diabolo, до каких-то ужасов - какого-то панка...
Цифровать не думаешь?
А у меня этого нет ничего! Чувак этот пропал вообще! Из жизни выключился, женился на какой-то девушке с четырмя-тремя детьми, ушёл от семьи - от мамы...
Синдром Валька.
... И позвонил мне этой весной, а я его последний раз видел в 2001 году: "Макс, это я. Ты в типографии работаешь?" Я: "Я уже давно там не работаю!" Он: "А, а я хотел начинать деятельность..."
Мне понравилась запись, которую Панч привёз полтора года назад - концерт в Джерри Рубина Колеса Дхармы записали на цифровой диктофон просто на встроенный микрофон, держа его на вытянутой руке над головой! И качество, на мой взгляд, охуительное!
Ну, соотношение "шум-сигнал" у всех отличное, у цифровых этих штук. Микрофоны там тоже более-менее приемлемые. То есть, в принципе, идеально можно даже записать даже на видео-камеру цифровую! Даже можно даже не записываться - просто писаться на цифровую камеру. Некоторые камеры сейчас даже 48000 герц поддерживают, стерео. Так что сейчас вот такие демо можно писать хоть каждый день, по паре штук...
Ну, вроде всё спросил, что хотел.
А так приятно вспоминать!... Единственное, по поводу HC-Crew лучше спросить Студента - вот он, наверняка, больше всех всего знает!
А вообще, так сказать "у истоков" Moscow HC-Crew кто стоял? Он и Райх?
Ну да. Те, кто там на Горбушке тусовались... Нет, ну если брать глубже, то и Distemper туда можно "записать", потому что начинали они там с какого-то "Нью-Йорка", D.R.I. они играли ещё году так в 1989-м!
Я читал, что на "приёмном" концерте в Рок-лабораторию они играли в "металлический" день, я уже тогда насторожился...
Ну, это всё Agnostic Front, Cro-Mags... Это ж всё, в сущности, металл...
Куда ж потом это у них делось? Когда они к нам приезжали, у них был гольный ска-панк!
Тогда они играли втроём, не было Доцента - вокалиста. Тогда сочинял, по-моему, всё Носатый. А сейчас всё сочиняет вообще Байбак. Сейчас вообще всех выгнали - Носатого, Киселя (басиста)... Последний раз, когда я видел Байбака с Доцентом - это был какой-то концерт, в "Релаксе", панк-мега-фестиваль какой-то, групп десять там было. Они оба отрастили себе вот такие вот дреды! Огромные! Их даже никто не узнал!
Как ты, кстати, пережил московскую болезнь кришнаитством?
Да ни как! Максимум, что я себе позволял - это ходить в кафе, сейчас это уже ресторан, раньше это было кафе при храме на Беговой...
А общая атмосфера?
Ну, меня это никаким боком не привлекло! Группа Shelter вообще, честно говоря, никогда не нравилась! Эти вот 108 и прочие Кришна-ребята... Что это, думаю, за херня по музыке... Поэтому к Кришне я ни коим образом не пришёл. Хотя остальные все - да: и музыка им нравилась... И Райх даже кришнаитом был, мантры эти читал... Я, правда, это не видел, но говорили: "Да, теперь он кришнаит. Теперь он никого не трогает, за Любовь, Мир!" И Студент каким-то образом имел к этому отношение...
Всё-таки, было это уже лет десять назад - сейчас уже даже никто и не вспомнит!!! Скажут: "А, детство!..."
Август 2005 г.