Тренды 2009-2010
Поскольку список трендов 2010 года JWT действительно включает 100 пунктов, я его публиковать не буду, тем более, что JWT пошло на встречу страждущим и опубликовало его в сети с аннотациями. Поэтому КЖ лучше предъявит свой список трендов 2009-2010 - тех, которые уже есть и продолжатся в будущем году.
1. Домашнее хозяйство - кризис всех загнал обратно домой поближе к семейным ценностям. Население занялось обустройством гнезда своими силами. Это экономит средства и занимает свободное время.
2. Фуд-порн - если кулинарный тренд длится уже не первый год и готовить начали даже те, кому это в голову не приходило (например, Чичваркин), то фуд-порн в только этом году пошел в народ. Фуд-порн - это фотографии еды, способные заменить и процесс приготовления, и само поедание пищи, как некоторым просмотр порнографии вполне может заменить секс. Несмотря на то, что сообщества, посвященные фуд-порну, в ЖЖ существуют уже давно, массовое увлечение спровоцировала Ника Белоцерковская. Те, кто раньше снимал мыльницей со вспышкой какое-то адское рагу на фоне заляпанной кастрюли, бросились мыть посуду и учиться ставить свет.
3. Твиттер - хотя Культовый Журнал предвещал уход в микроблоги еще в 2007-ом, заметное движение в сторону Твиттера русскоязычных пользователей началось в прошлом сезоне и продолжится в следующем году.
4. Фейсбук - те, кому надоел ЖЖ и ВКонтакте, перемещаются в Фейсбук. С учетом того, с какой скоростью у нас происходят миграции из одной модной точки в другую, мода на Фейсбук у русских юзеров продлится как минимум года два.
5. Отцы и дети - мужья весь год отсуживали детей у бывших жён. Орбакайте, Рудковская, Слуцкер, Калманович и прочая. Как выглядят дети, выращенные мамами, мы знаем. Через 10 лет посмотрим, что получится, если их растил отец. Вот тогда и сравним.
6. Спам в блогах - невероятный подъем в индустрии спама все мы наблюдали в 2009-м. Вряд ли спамеры остановятся в следующем году. Чем вызван такой оживляж, трудно сказать точно - то ли всеобщая мода на блоги и социальные сети, то ли вера в то, что рекламный рынок переместится из бумажных СМИ в интернет. Но спасу нет никакого. Если боты распихивают свой мусор везде, где есть возможность, то мастера ручной работы стараются внедрить "контекстный спам": спамеры выискивают посты, близкие по тематике или хотя бы содержащие нужные им ключевые слова, и тут же штампуют комментарий. полный ссылок на свой чудный ресурс. Скажем, мне в пост "Web 3.0" тычет комменты какая-то веб-студия.
7. Смерть бумажной прессы - почему традиционные СМИ умирают в Штатах, понятно - в 2009 году 74% американцев пользовались интернетом, в России в лучшем случае 25%. В США насчитывается 227 719 000 пользователей. Для сравнения - население России 141 903 979. Казалось бы, у нас в стране интернет не играет такой уж роли и не может конкурировать с телевидением или бумажными СМИ. Хотя у последних всегда были очень скромные тиражи, даже у флагманов. Но тем не менее, в кризис журналы и газеты покосило изрядно и продолжает косить. Некоторые уходят в сеть в надежде там выжить, новые издания вообще сразу там и открываются, минуя бумажную стадию. Если тренд продолжится дальше, то через пару лет останутся единичные острова dead-tree-publishing.
8. Блоггеры - казалось бы, ЖЖ 10 лет, блогам и того больше, но именно в прошлом году их вдруг стали воспринимать с какой-то повышенной серьезностью. С ними встречаются официальные лица, с ними судятся, их подкупают, с ними заигрывают. Президент завел блог! Если журнал "Time" выпустил номер с зеркальной обложкой в 2006 году, назвав человеком года пользователя сети (а он в большинстве случаев ведет какой-нибудь блог), то у нас блоггер стал человеком года-2009. В следующем году всё это примет еще более причудливые, а местами и дикие формы.
9. Монетизация блогов - мучительный процесс, который изрядно перекорёжил блогосферу. Все хотят, никто не знает, как. И вроде бы уже все поняли, что джинса раздражает, но всё равно находятся желающие писать "Вчера Любочка прислала мне ссылку на очень интересный сайт". Всё это вызывает брожение и шатание. Монетизаторы-джинсовики кричат "Вы просто ханжи, чем плохо зарабатыватт деньги?", читатели плюются ядом и отвечают "Ты сообщай, когда зарабатываешь, а когда с нами разговариваешь". Схемы заработка, реального, который можно назвать заработком, а не копейкой на оплату интернета, пока так и нет. А блоги будет продолжать колбасить.
10. Хипстеры - весь год о них говорили, все про них знают, хотя никто не признается, что он хипстер. Хипстеры вообще не самоидентифицируют себя. И в этом состоит тренд. Ну что ж, о них будут продолжать говорить и в новом году.
11. Google Wave - модный сервис, с которым непонятно что делать. Очередной "новый вид коммуникации". Мы уже так много и разнообразно "коммуницируем", что уже хочется тишины и уединения. Слишком много контактов. А поговорить по-прежнему не с кем.
12. Качество продуктов - продолжение кулинарного тренда. В процессе стряпни встал вопрос - а что мы едим? Из чего это сделано? Почему у помидоров нет вкуса? А в рыбе - костей? Почему клубника не похожа на клубнику нашего детства? И отчего курица при варке пахнет рыбой? В поисках настоящих продуктов отправились на рынок, но и там ситуация не многим лучше: фрукты испанские или турецкие, овощи китайские, мясо гормональное. Где еда?
13. Вампиры и подростки - успех "Сумерек" повлек за собой целое вампирское нашествие. В ход идут и прочие падшие - ангелы, призраки, оборотни, колдуны. Оказывается, готичность свойственна всем подросткам, а не только тем, кто болтается на Чистых прудах.
14. Усталость от знаменитостей - слава богу, они вышли из моды. Звезд (во всяком случае тех, кто себя считал таковыми) было слишком много последние годы, они были везде и лезли в нашу жизнь гораздо больше, чем корреспонденты газеты "Жизнь" в их. Они комментировали все от фильмов Ларса фон Триера до политической ситуации в стране, разводились, делили детей, напивались, нарушали правила дорожного движения и в конце концов задолбали всех своими инфоповодами. Постоянно жалуясь на "вторжение в личную жизнь", звезды при первой возможности выносят свой семейный конфликт на свет и божий и просят поддержки у тех, кого еще вчера обвиняли в копании в грязном белье. Оказалось, то белье было недостаточно грязное, настоящую грязюку они сами выворачивают в передаче "Пусть говорят". В результате никто уже не хочет об этом ничего знать. Идите к черту со своими разводами и детьми.
15. Сериал Mad Men - ему не светит всенародная любовь в России, как "Хаусу", но о нём будут писать и говорить. Джон Хэмм еще сто раз появится на обложках мужских журналов. После неряхи Хауса появление героя в безупречном костюме вполне закономерно. Отечественный зритель не испытывает к Америке 60-х особого интереса, но если занятся сравнением, что из их реалий 50-тилетней давности соответствует нашим в нулевые, то смотреть будет гораздо интереснее. Мы курим, пьем и водим шашни на работе ровно так же, как американцы 50 лет назад. О dczrb[ неполиткорректных явлениях и говорить нечего.
16. Юмор на ТВ - телевидение в поисках смешного. Юмористические передачи множатся, как бактерии. Скетчкомы есть, по-моему, уже на каждом канале, кроме России и Дискавери. Все стараются уйти от олдскульного юмора "Аншлага" куда-то в область абстрактных анекдотов. Между тем единственного более-менее удачного представителя этого жанра - команду "Фёдор Двинятин" - Гусману удалось загнать в стандартные квн-овские границы, так что Гусман доволен, а "Двинятин" превращается в унылые "Уральские пельмени", которые давно пора запретить. В жанре "шутим про актуальное в рамках дозволенного" по прежнему лидирует "Прожекторпэрисхилтон", его может обойти только тот, кто из этих рамок выйдет, но пока на нашем ТВ ни Кольбера, ни тем более Карлина ожидать не приходится. Не выросли.
18. Краснодар - город творческой активности вовсе не Пермь с её импортированым "совриском", а Краснодар. В Краснодаре школьники сняли своими силами "Бойцовский клуб", там два студента создали анимационную студию и делают фильмы чуть ли не на кухне, 10-летний Андрей Хлопин объяснил свечение серебристых облаков и попал в книгу рекордов Гиннеса. У них там модные дизайнеры и фотографы и вообще какая-то своя жизнь. Я не знаю почему, но мне кажется, будущее за Краснодаром.
19. Летние сапоги - если прошлым летом в них ходила вся Европа, то стало быть следующим летом будут носить у нас. Я не об этих ужасных ларёчных "кружевных" сапогах, а о кожаных тяжелых ботах, которыми так удобно топтать мягкий асфальт в жару.
20. Гик-культура - большинство о ней узнало из сериала "Теория Большого Взрыва", хотя по прежнему воспринимает его, как комедию про чудаков, а не как энциклопедию субкультуры для самых маленьких. Так или иначе гики в моде, а вместе с ними всякая околонаучность, комиксы, самодельные устройства непонятного назначения, и даже президент говорит о какой-то модернизации, хотя никто толком не может понять, что он имеет в виду.
21. Реклама в блогах - рекламодатели наконец нащупали стратегию общения с блоггерами: подарки, за которые можно получить хороший отзыв. Впрочем, это не только подарки, но и приглашения на встречи, экскурсии и показы. Главное, чтобы засранец потом написал и написал хорошо. Аудитория почему-то такую рекламу не считает джинсой, если в деле не пристуствовали наличные деньги, хотя оплата борзыми щенками явлется ровно такой же взяткой. Но и сам блоггер не видит в ней ничего предосудительного, поскольку написал то, что хотел. Как в результате относиться к такой невольной ангажированности пока не поняли ни сами блоггеры, ни их читатели.
22. Конец рингтонов - а так же риалтонов и любых дурацких мелодий и глупых сервисов для мобильных телефонов. Бум мобильного контента, если так можно назвать весь этот мусор, закончился. В фаворе приложения для АйФона, которых уже столько, что хватит даже на неродившихся младенцев. И этот рынок только расширяется. Тренд не нов, но торговцы мелодиями в этом году должны уже наконец умереть.
23. Инвайтомания - если раньше Сеть была открыта для всех и каждого, то теперь каждый старается всем свободный доступ присечь. Все больше сайтов требуют приглашения. Это и закрытые сообщества, торрент-трекеры для своих, Лепры и Упячки и массовые сервисы вроде Гугл Вэйва. Инвайты и рекомендации не спасают от проникновения в женские сообщества мужчин, а в клубы для "своих" - идиотов. Более того, чем более закрытым явялется клуб, тем больше идиотов туда стремятся и проникают.
24. Омоложение телевидения - аудитория ТВ стремительно стареет, поэтому каналы взялись за принудительную круговую подтяжку - пытаются изобретать новые форматы, начинают говорить на искусственном молодежном сленге, шутить и притворяться помесью ЮТьюба и фотоблога. "Инфомания" и "Большой город" на СТС, "Школа" на Первом, "Пиночеты" на НТВ - всё это попытки отвлечь людей до 30 от компьютера. Но разговоры о молодой аудитории разбиваются в пух, поскольку нафталиновых передач с песнями 80-х и фигурного катания всё равно в разы больше. Тут уж или трусы надеть или крест снимать.
25. Трендспоттинг - слово "тренд" стало трендом. Наблюдение за трендами теперь одно из самых модных занятий. Культовый Журнал был одним из пионеров в нашем отечестве, поэтому он и составил этот список.