16 ноября в Москве был убит один из лидеров антифашистского движения Иван Костолом Хуторской. Его тело было обнаружено в подъезде дома № 2 на улице Хабаровской, где проживал молодой человек. Киллер сделал два выстрела в голову жертвы. От полученных ранений Иван скончался на месте. Преступника по горячим следам задержать не удалось. Это вторая смерть в семье Ивана за год — полгода назад его мать похоронила мужа.
Близкие погибшего считают, что причиной убийства стала антифашистская деятельность Хуторского, того же мнения придерживаются и блогеры. Если это так, то это уже второе громкое убийство (после двойного — Маркелова и Бабуровой), совершённое националистами. Имя и адрес Хуторского были опубликованы на нацистских сайтах, так же как и данные об убитых Станиславе Маркелове и Николае Гиренко. Ультраправые уже трижды покушались на жизнь Ивана. В 2005 году в Рунете было опубликовано видео под названием «ОБ-46», вошедшее позднее в программу «Обыкновенный антифашизм» на канале НТВ. На ролике запечатлена драка основного состава антифашистов с наци и избиение Хуторского, которому бритвой разрезали голову. Во второй раз Ивана ударили отвёрткой в шею. А в январе этого года он чуть не погиб от того, что нацисты серьёзно ранили его ножом в живот.
Свою кличку Костолом 26-летний Иван получил из-за массивной фигуры. Он был хорошим спортсменом, занимался самбо и армрестлингом. «Наци боялись его. Иван был храбрым и сильным человеком, настоящей горой. Он всегда был спокоен и невозмутим. Видимо, поэтому они решили применить крайние меры — огнестрельное оружие, ведь в честном бою его бы не одолели», — рассказал «Часкору» товарищ погибшего, представившийся Александром Яровым. По его мнению, Хуторской был особой целью нацистов: он отвечал за безопасность на антифашистских мероприятиях, таких как музыкальные концерты антифа-групп и митинги. Кроме того, их откровенно раздражало, что предыдущие покушения закончились неудачно.
При этом наци отрицают свою причастность к убийству Хуторского. В интервью «Новому региону» Дмитрий Дёмушкин, глава Славянского союза, заявил о непричастности националистов к «беспределу». По его мнению, чрезмерное давление правоохранительных органов привело к ответному террору. Если это будет продолжаться, то «начнётся автономное сопротивление и движение уйдёт в подполье». При этом он считает, что ответственность за убийство Ивана Хуторского несёт «автономная часть националистов или молодых скинхедов». А лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов-Поткин обвиняет спецслужбы в этом преступлении. «Похоже на спецслужбы, которые разжигают войну, сталкивают лбами правых и антифа», — цитирует его слова «Газета.Ru».
«В том, что это совершили нацисты, нам не приходится сомневаться. Огнестрельное оружие было также применено при убийстве Стаса Маркелова и Насти Бабуровой. Мы тогда также думали, что это спецслужбы, но мы ошиблись. Трудно было представить, что у них (нацистов. — А.Т.) есть такое оружие. Филатова просто затыкали ножами несколько молодых парней», — считает Александр Яровой. Напомним, что это уже шестой антифашист, убитый в Москве. В апреле 2006 года был зарезан 19-летний Александр Рюхин, который шёл вместе с другом на хардкор-концерт. Весной 2008 года при схожих обстоятельствах погиб 16-летний Алексей Крылов. Осенью того же года около своего подъезда был убит Фёдор Филатов, являвшийся одним из основных активистов антифа. В январе 2009 года был застрелен адвокат и правозащитник Станислав Маркелов, известный своими громкими выступлениями в защиту антифашистов. Вместе с ним погибла журналистка Анастасия Бабурова, освещавшая деятельность активистов левого движения.
«Я думаю, что убийство Костолома наци хотели как-то приурочить к дню убийства Тимура Качаравы (20-летний петербуржец погиб 13 октября 2005 года. — А.Т.). Возможно, это стало дерзким ответом на арест Тихонова и Хасис, ведь это событие бурно обсуждали всю прошлую неделю. Надо сказать, что убийцам повезло: Ваня всегда жил на съёмных квартирах, редко появляясь дома. Это было трагическое совпадение», — считает Александр Яровой. Интересно, как это убийство скажется на судьбе дела Тихонова — Хасис: либо они невиновны, либо на стороне националистов действует уже целая сеть киллеров: учитывая симпатии со стороны военных и войну на Кавказе, достать оружие, похоже, им было не так уж трудно (хотя оно могло прийти, к примеру, и со склада в Ульяновске).
Реакция антифашистов не заставила себя ждать. Более 300 возмущённых активистов собрались во вторник на аллее у метро «Цветной бульвар» для сбора средств семье убитого. Прибывшие силы милиции разогнали молодёжь. Никого задержать не удалось. Через некоторое время активисты неожиданно атаковали офис организации «Россия молодая» на Бауманской. Здание, находящееся по адресу ул. Ладожская, 11/6, было закидано бутылками, камнями, фальшфакелами и дорожными заграждениями. Кроме того, пострадали иномарки, припаркованные у офиса: активисты приняли их за машины румоловцев. Возникает логичный вопрос: почему антифашисты атаковали румоловцев, также отрицающих ультраправую идеологию? «Это лишь одна из правительственных структур, которая имеет связи с ультраправыми. Наша текущая задача — лишить правых этой поддержки. Задача акции не была в уничтожении офиса румоловцев, что бессмысленно и просто нереально, но в том, чтобы привлечь внимание к союзу «России молодой» и «Русского образа», члены которого активно пропагандируют фашистский террор. Так, например, члены «Русского образа» замешаны в убийстве Маркелова и Бабуровой. Скорее всего, Костолом пал от руки той же самой группировки», — рассказал Александр Яровой. По его словам, антифашистам давно известно о связи руководителя «Румола» депутата Госдумы от партии «Единая Россия» Максима Мищенко с ультраправыми. На официальном сайте националистов опубликовано интервью, где Мищенко открыто поддерживает «Русский образ». Вот характерная цитата: «К «Русскому образу» я отношусь хорошо. В этой организации много вменяемых, адекватных людей, готовых к последовательной и эффективной работе. Я с ними сотрудничал по ряду проектов и продолжаю сотрудничать». Кроме того, у антифа есть информация, что среди румоловцев есть ультраправые. «Другими словами, мы обвиняем Мищенко в политическом крышевании нацистов. Точно так же действовал депутат Николай Курьянович, сдружившийся с наци из СС», — возмущается наш собеседник.
Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия», руководитель организации «Россия молодая» Максим Мищенко на митинге «Русского образа»
После акции румоловцам удалось задержать антифашиста, участвовавшего в нападении. Максим Мищенко, прибывший на место происшествия, снял видео с задержанным и несколько фотографий пострадавшего здания, которые затем выложил в своём блоге. В своём официальном сообщении румоловцы обещают подать заявление в прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела. В итоге антифашист заплатит штраф в 1000 рублей по административной статье.
Дихотомия «антифа против фа» стала трендом для СМИ и общественности. Кто-то считает это очередной разборкой молодёжных группировок, кто-то — одним из проявлений гражданского общества. Так или иначе, но нельзя отрицать и того, что это движение стало реакцией на активное продвижение националистических идей и официальную поддержку наци-группировок.
Первые антифашистские группировки образовались ещё в середине прошлого десятилетия, но активно начали развиваться только в начале 2000-х. За боевую часть отвечали представители субкультур: скинхеды-антирасисты S.H.A.R.P., левые скинхеды R.A.S.H., панки, любители хардкора и стрейтэйджеры. В идейном плане они соприкасались с радикальными леваками — анархистами, автономами и социалистами. За небольшой промежуток времени движение существенно разрослось за счёт прежде аполитичной молодёжи, которая легко приняла идеи антифашизма вместе с субкультурой. В ответ нацисты, обнаружив угрозу слева, перевели свой огонь на антифашистов. Безобидные драки, где применение подручных средств если не осуждалось, то считалось чем-то из ряда вон выходящим, переросли в поножовщину, затем в убийства с использованием огнестрельного оружия. Антифашисты безнадёжно проигрывают ультраправым в силовом плане: численность движения не позволяла закидать шапками противников, а физически устранить ключевые фигуры нацистов они не могли — одним из декларируемых принципов антифа стало отрицание убийств.
После этого в истории произошёл знаковый поворот: государство устранило идейных лидеров с обеих сторон. Максим Тесак Марцинкевич сел на несколько лет за нацистские выступления в клубе «Билингва», а Алексей Шкобарь Олесинов — по хулиганской статье. Многие посчитали, что это лишь тактический ход со стороны МВД, которое таким образом хотело остановить насилие, и, казалось, это удалось — громкие акции, когда несколько сотен оппонентов схлёстывались на улице, остались в прошлом. Но навязанное милицией перемирие было лишь затишьем перед бурей. Пока антифашисты активно закупались травматическим оружием, перейдя в оборонительную позицию, нацисты решили прибегнуть к политическому террору. Убийство Стаса Маркелова и Насти Бабуровой качественно отличалось от остальных подобных случаев: киллер действовал дерзко и профессионально, орудуя настоящим пистолетом, а не ножом или бейсбольной битой. Гибель Ивана Хуторского — это продолжение ряда террористических актов, доказывающих, что в России есть нацистское подполье. При последних задержаниях ультраправых банд оперативники изымали не только самодельные бомбы, но и огнестрельное оружие и патроны. По мере того как гладиаторские бои нацистов-антифашистов превращаются в уличную войну, самим антифашистам придётся пройти суровую проверку на верность своим принципам: не имея численного превосходства, они отказываются и от боевого оружия. К сожалению, в России не так много людей знают про принципы Ганди, зато есть большая традиция политического террора-антитеррора с использованием поджогов и бомб.
Если нацисты со временем будут радикализироваться (причина лежит в непримиримости националистической идеи и особенностях иерархической системы организации нацистов), то антифашисты, скорее всего, откажутся от силовых методов и постараются легализоваться. Возможно, это произойдёт с явным креном влево. Раньше в антифашистском движении был раскол между аполитами и социалистами всех тенденций. Но перед лицом общей опасности они объединятся под одним чёрно-красным флагом. «Правые пытаются пролезть в политику. Мы должны сделать ответный ход. Если всё останется как прежде, то мы будем для общественности кучкой маргиналов, просто молодёжной группировкой», — считает Александр Яровой. Антифа не будут искать союзников среди официальных парламентских партий, постаравшись организоваться самостоятельно или при помощи автономистов «АД-Москва» и правозащитников, с которыми они находятся в тёплых отношениях. В любом случае нам следует ожидать серьёзных структурных изменений в антифашистском движении. Либо они метнутся налево, либо канут в Лету.
Александр Тушкин
Источник