Футбольные фанаты: преступники или патриоты?
Часто футбольные болельщики ассоциируется только лишь с трубящими в дудки детьми, фанатами с разрисованными лицами, непременным атрибутом, которых является пёстрый шарфик и футболка цветов любимого клуба, но это глубокое заблуждение.
Двести лет назад в Лондоне проживала некая семья с ничего не значащей тогда фамилией Холлигэны. Отличались они весьма непристойным нравом. Ко всему прочему, содержала эта семейка постоялый двор, и под покровом ночи грабила своих же постояльцев. Через некоторое время Холлигэны были изобличены и осуждены. Но дурная слава о семействе разбойников успела распространиться далеко за пределы Англии. И спустя какое-то время их фамилия стала именем нарицательным, войдя во многие языки, пусть и в несколько видоизмененном виде. Так кто же они – футбольные хулиганы?
Футбольные фанаты, кто они? (форма опроса взята с сайта МВД)
Нормальные люди 21.54%
Движение болельщиков, нуждающееся в организации и контроле 29.23%
Обыкновенные хулиганы 15.38%
Преступники 6.15%
Молодежь, готовая поддержать, при стечении обстоятельств, массовые беспорядки
27.69%
Фанат или болельщик?
Хулиганы (которые также называются ультрас, лэдс, фаны и т.д.) есть почти в каждом крупном городе страны, который имеет свою футбольную команду. Их количество может составлять от нескольких человек до нескольких сотен. Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о том, кого считать футбольным фанатом, а кого простым болельщиком. Существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов:
1) активное посещение домашних матчей команды.
2) ежегодное совершение нескольких выездов в другие города.
3) знание и принятие субкультуры футбольных фанатов.
На основании этих критериев и совершается разделение между фанатами и простыми болельщиками.
Фанаты - на секторе стадиона они стоят вместе, отделяясь от основной массы зрителей, которые как уверены сами фаны, ни чего не понимают ни в футболе, ни в любви к своей команде (всю остальную массу хулиганы называют «кузьмичами»).
«Кузьмичи» - посещают только домашние матчи. Посещаемость также зависит от результатов команды. Вместо отлаженного пения песен, «кузьмичи» предпочитают наводить шум дудками. Минимум изобретательности. Уйти со стадиона за 10 минут до конца матча – обычное дело. Своего рода фанаты на час. Конфликты ограничиваются руганью в очередях за билетами, словесной перепалкой на трибунах и редко выплескиваются во что-то более серьезное. Зато именно «кузьмичи» ввели в моду вычурные шапки с рогами и бубенчиками в цветах любимого клуба, шапки-ушанки, и т. п.
Стихия же хулиганов – это экстремальные поддержки команды на чужом стадионе и уличные беспорядки. Плюс – множество других элементов, создающих, в общем, такое понятие, как субкультура футбольных хулиганов. Неотъемлемой частью фанатизма является выезд в другой город. Чем дальше выезд, тем почетнее. Более того, существуют такие понятия как «двойники», «тройники» (выезд в 2 или в 3 города подряд без заезда домой). Из количества «выездов» складывается авторитет в среде футбольных фанатов. Одежда – характерная отличительная черта для любой молодежной субкультуры мегаполиса. Для хулиганов определяющим стал стиль casuals (кэжуал, кэшлс) – некогда молодежный повседневный спортивный стиль, трансформировавшийся в отличительную черту фан-движения. Casual - маскировка под повседневность. Как и все футбольное, его возникновение связано с Англией. Идея casuals изначально заключалась в том, чтобы выглядеть «как все», при необходимости помогала скрыться от полиции, но в то же время выделиться. Такой эффект был достигнут за счет использования одежды определенных марок. Причем со временем хулиганы стали предпочитать все более дорогих производителей, дабы подчеркнуть свой статус и показать отличие от обычных посетителей стадиона. Сегодня в среде хулиганов в почете такие бренды как Fred Perry, Stone Island, Burberry, Lacoste, Pringle, Prada, Levi’s, Henry Lloyd, Merc, Lambretta, Ben Sherman и другие. Но для российских фанатов выкладывать огромные деньги в бутиках (которые есть только в Москве и Питере) за популярные среди западноевропейских фанов вещи могут позволить себе единицы. Большинство же предпочитает отыскивать «стильные» вещи на точках продажи «секонд-хэнд», поэтому «статус» подчеркивается очень условно. В данном случае идея доминирует лишь одна – подчеркнуть внешнее единство с европейским фан-движением.
Фанатские движения в России
За короткое время существования футбольной субкультуры в нашей стране сложились своя система ценностей, помимо моды, это и оригинальный сленг, и музыка, а так же множество других трудно уловимых и не заметных взгляду непосвящённых людей, деталей. И это не просто субкультура, это стиль жизни. В последнее время российский фанатизм перенимает европейский вариант, когда у команды есть четкое разделение на: банды ультрас (то есть чистых «суппортеров», занимающихся исключительно поддержкой команды) и банды хулиганов, деятельность, которых происходит в основном за пределами стадионов. Так, в качестве ультрас в настоящее время существует организация «Fratria» у спартаковцев и аналогичные, не менее успешные объединения, у армейцев и зенитовцев, которые дарят нам, простым наблюдателям, немало красивых перформансов: баннеров, файер-шоу и пр. И это тоже часть субкультуры. У наших российских фанов есть уже ряд своих специфических субкультурных отличительных черт, свои ska-группы с песнями на фанатскую тематику, несколько книг на соответствующую тему, опыт абсолютно диких выездов по российской глубинке, которые никаким зарубежным фанам и не снились в кошмарах. И, конечно же, сленг. Тема весьма спорная, в каждой околофутбольной среде есть свои слова и выражения, в тоже время много слов понятных всем. Например, слово «акаб» - это милиционер, «собака»(слово, кстати, прижилось и в других субкультурах) - пригородная электричка и т.д.
А вот мнение одного из фанатов из Москвы:
- Чему тебя научил фанатизм?
Д.: - Фанатизм научил меня многому - я научился не бегать от своих врагов, я узнал, что такое чувство локтя и настоящая дружба, что коллектив может куда больше индивидуалиста. Я много путешествовал, я общался с самыми разными людьми и научился немного их понимать. Я полюбил спорт и сам им активно стал заниматься. Я развивался так или иначе, и во многом толчком к этому стал фанатизм. Нет ничего плохого, в том, что я собираюсь, раз в пару недель на стадионе и пою с такими же, как я, песни хором и при этом получаю удовольствие, общаюсь - и мне это по душе. Я не колюсь в подъезде, я не пью алкоголь запоем, деградируя, не занимаюсь обманом на улицах. И разве это плохо?
А как у нас в Перми?
Футбольный хулиганизм позволяет быть любому человеку, независимо от его социального статуса, если не против системы, то хотя бы вне ее. Поэтому на секторе можно увидеть и менеджера крупного предприятия, и рабочего с завода, и студента, и простого безработного. Это некое подобие элитного клуба по интересам. Численность общероссийского фан-движения довольно трудно оценить. Она составляет примерно 50-60 тысяч человек. По наибольшей численности вне конкуренции "Спартак" (Москва). «Народная» команда на принципиальные матчи собирает на «Лужниках» 80-тысячную аудиторию. Состав активных болельщиков – фанов – около 12-15 тысяч. Ненамного уступает красно-белым - "ЦСКА" (Москва). Следом по численности можно отметить "Зенит" (Санкт - Петербург). Зенит - команда, за которую болеет огромный город. У них большая аудитория и ездят они за командой активно, перспективное «движение» с огромным людским ресурсом. В сумме фанаты этих трех команд составляют большинство от всего общероссийского фан-движения. На «Локомотив» в пору его успешных игр в Европе ходило довольно много народу, свою роль также играла достаточно грамотная политика привлечения людей на новый стадион, создания имиджа спокойного, семейного клуба с приличной репутацией. Однако стоило команде начать опускаться по турнирной таблице, и посещаемость упала. Численность фанов – 4-5 тысяч. Динамо тоже имеет свою устойчивую, пусть и небольшую аудиторию (2-3 тысячи).
В Перми фанатское движение, получило новый импульс, после выхода Амкара в премьер-лигу. Ряды пермского фан-движения увеличилось в два-три раза. По социальному статусу доминируют школьники и студенты, средний возраст которых составляет 18-19 лет. Но много и тех, кому за 20, кто работает, допустим, менеджером в какой-нибудь крупной компании города, или даже семейные люди, те, кто после рабочей недели едут на «выезд», чтобы поддержать команду. Обычно пермские фаны добираются на электричках и арендованных автобусах. Стоимость выезда, к примеру, в Казань - 600 рублей, Самару – 900, и далее по возрастающей. Как и у любого движения, пермские фанаты имеют своих врагов и друзей. Среди друзей, можно отметить: самарских, томских, ярославских фанов. Главные оппоненты – Казань, Екатеринбург, Челябинск. Эхо АнтиАмкаровскогоАльянса («ААА»), в состав которого входили фаны из Екатеринбурга, Тюмени, Ижевска, Нижнего Тагила и Челябинска отличается тем, что представители этих городов приезжают на матчи, чтобы поддержать соперников нашей команды.
- Почему ты болеешь за Амкар, ведь в России есть команды поименитее?
А.Н., (фанат, г. Пермь): - Потому что я живу в Перми, поэтому и болею за Амкар! А к другим клубам второстепенные симпатии!
- Что для тебя фанатизм?
А.Н.: Поддержка, боление за команду родного города! А так же общение в кругу хороших друзей.
Пермские фанаты отличаются принципами «fair play» (честная игра), не приемлющих «грязные» игры. Пермское движение находится на подъеме, состав «фирм» ежегодно увеличивается, как количественно, так и качественно. В феврале ведущие информ-агенства края сообщали о договорной драке между фанатами екатеринбургского "Урала" и пермского "Амкара". Для того, чтобы осуществилась встреча, екатеринбуржцы специально застраховали автобус. Стычка состоялась днем на окраине Перми. Троим болельщикам "Урала" понадобилась медицинская помощь, их увезли на "скорой" в одну из больниц Перми. В результате верх взяли фанаты "Амкара", переломивших ход борьбы за титул «хозяев Урала». Вообще же, вражда между пермяками и сведовчанами длится уже несколько лет.
Но фанатская жизнь – это не только драки. Это, прежде всего боление и любовь к своей команде. Баннеры в поддержку «Амкара», кричалки, речевки, песни, файер-шоу после забитого гола – вот то, что делает матчи на стадионе незабываемыми.
- Что ты понимаешь под словом фанатизм? Что это?
Ф.А. (фанат, г. Пермь): - Во-первых, футбольный хулиганизм. Это футбол, драки, адреналин, шмотки, музыка, хорошая компания. Во-вторых - футбольные хулиганы - это субкультура и не только молодёжная. И не только драки. Если бы общество воспринимало всё как есть и знало правду об этом, то это было бы уже не так интересно, протестность притягивает, хотя это и не самое главное.
В 2003 году в Перми появляется Всероссийское движение "Кузьмичами Сильно Отечество" (КСО). Это своего рода объединение единомышленников на почве футбола. Почему именно «Кузьмичи»? Как говорят сами участники движения, существует два объяснения. Первое: многие фанаты называют «Кузьмичами» тех болельщиков, которые не имеют отношение к фанатам. Второе: «Кузьмич» - это практически символ безобидного разухабистого веселья. У движения есть свои задачи (поддержка команд своих городов и привлечение на стадион как можно большего числа болельщиков), устав (разработанный основателями движения из Красноярска), символы (баннеры, флаги, эмблемы и шарфы). Несмотря на столь юный возраст, пермские «Кузьмичи» имеют собственные традиции, сложившиеся за последние время. Например, вручение призов лучшему игроку сезона.
- Почему ты болеешь за Амкар?
И.В., болельщик ФК «Амкар»: - Раньше болел, потому что в Перми не было нормальной футбольной команды, пришлось за Амкар. Ну а потом полюбил Амкар. И теперь хожу на все матчи, по возможности выезжаю на выездные матчи.
- Как ты отноcишься к фанатам?
И.В.: - Фанаты, которые приходят на футбол, действительно поддержать команды - отношусь нормально, а которые приходят рожы друг другу бить, не зная даже в какой футболке бегает "его" футболист – отношусь отрицательно.
Пришедшее с запада фанатское движение удачно уживается в России, и в Перми в частности. Фан-движение уже стало значимым социальным явлением, которому уделяет внимание и пресса, и политики и общество в целом. Постоянно идут споры о том, насколько это нормально – ездить за своей любимой командой по всей стране и за её пределы, сочинять песни, мастерить баннеры и устраивать драки с фанатами другой команды. Тем не менее, численность фанатов растет. В Интернете появляется всё больше и больше сайтов Фан-организаций. Коллективизм это или желание вырваться за рамки дозволенного, патриотизм или чистой воды преступление, дружба или постоянное соперничество, стиль жизни или временное увлечение? В Италии футбол стал второй религией, влияние футбольных фанатов на жизнь общества, например в Бразилии и Аргентине, велико. Субкультура футбольных фанатов универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум. Однозначно сказать ждет ли это Россию мы не можем, но Фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться.
Э. Мансуров